Парусная жизнь Moscow Boat Show – от меньшего к большему

Отгремела, отшумела седьмая по счету весенняя выставка в «Крокус-Экспо». Приятно видеть, что парусная часть «Московского Боут Шоу 2014» заметно выросла – помимо целого зала № 13, парусные яхты можно было увидеть и в двух других залах, где их мачты гордо возвышались среди моторных яхт и катеров.

Начнем рассказ, пожалуй, с самого динамичного и водного места на всей выставке – с надувного бассейна, находившегося на по-настоящему просторном и впечатляющем стенде Всероссийской Федерации Парусного Спорта (ВФПС). Заядлых посетителей европейских бот-шоу бассейном, конечно, не удивишь, но на московской яхтенной выставке такая интерактивная экспозиция Комитета массового, любительского и студенческого спорта появилась впервые и не просто так. С пятницы по воскресенье там делали свои первые шаги под парусом юные гости выставки. На самой маленькой и демократичной яхточке «Малыш», которую создали и построили при поддержке Орловской ФПС, можно было познакомиться с уменьшенной копией детских швертботов «Оптимист». Длина швертбота «Малыш» всего 1,58 м, что на 73 см меньше «Оптимиста», но удержать он может даже взрослого, при условии, конечно, что он сможет в нем разместиться. Конструктор почти игрушечной лодочки Иван Поляков (тренер Орловской ФПС) уверяет, что сажать в лодку можно детей с 1,5 лет, правда, дома, используя ее как ознакомительный игровой тренажер. Ведь и паруса, и шкоты, и руль у «Малыша» – это копия «Оптимиста», так что потренировавшись дома, а чуть повзрослев и на воде, в 7-8 лет можно спокойно пересаживаться на ее гоночного «оптимистичного» прототипа.

AllYachts.Ru выяснил у Ивана Полякова историю возникновения лодочки и планы на будущее.

«Эту лодку я создал изначально для свой полуторагодовалой дочери, чтобы она привыкала к яхтам. «Малыш» укомплектовывается укороченным рулем, который помогает отрабатывать движении дома в игровой обстановке. С какого возраста можно ходить на ней? Свою дочь я буду учить летом, ей сейчас 2 года. Здесь все зависит от способностей, но я считаю, что надо приучать к парусу как можно раньше. Здесь как в горных лыжах – в 2 года ребенка ставят, и он едет, а в 12 уже начинает задумываться, чего-то бояться. Это я и по «Оптимисту» хорошо знаю, тренируя детей разного возраста.

Президент ВФПС Владимир Силкин одобрил создание национального класса на базе швертбота «Малыш». Уже построено шесть лодок, летом они пройдут расширенные испытания на воде. Ориентировочная цена лодки будет 30000 рублей».

Другие отечественные яхты также можно было увидеть вживую на стенде ВФПС. Это питерский «Зум 8» и нижегородские швертботы «Ракета 270», на которых в этом году впервые будут проходить национальные соревнования юниоров, а также новый «Скиф» из Волгодонска. Организаторы массовых регат из компании Who is Who показывали на стенде ВФПС презентацию парусных проектов, используя паруса вместо экрана. Для тех, кто любит смотреть гонки вживую, в бассейне была проведена регата радиоуправляемых яхт.

Экспозиция Комитета массового, любительского и студенческого спорта включала и раритет - яхту класса «Финн» Андрея Балашова - призера Олимпийских игр 1976 и 1980 годов, семикратного победителя чемпионатов СССР.

На стендах ВФПС были представлены яхты юношеской сборной классов «Лазер», «420» и «29er». В этом году на подготовку «Команды надежд» выделено около 60 млн рублей.

Привезли на выставку и яхту международного класса J/70, чья популярность в России все растет и растет благодаря интересному гоночному календарю и мобильности владельцев яхт.

Экспозиция Федерации представила крупнейшие парусные проекты и яхт-клубы, а также самые значимые события, которые пройдут в России в этом году: в мае – Черноморская международная регата больших парусников в Новороссийске и Сочи; в июне – этап парусной «Формулы-1» в Санкт-Петербурге - впервые Россия принимает сверхзрелищные гонки на катамаранах Extreme 40; в сентябре чемпионат мира в классе SB20 соберет в Питере 100 лучших экипажей со всей планеты.

По словам пресс-секретаря ВФПС Алексея Жирова за шесть выставочных дней экспозицию Федерации посетило более 15000 человек, самыми ударными днями стали суббота и воскресенье. Во время бот-шоу были проведены многочисленные мастер-классы и семинары, презентации яхтенных проектов и авторские сессии знаменитых яхтсменов, прием от ВФПС и живой концерт группы «Девятая линия».

В пятницу все желающие могли сдать экзамены по программе ВФПС на звание рулевого или яхтенного капитана. Экзамены принимала Квалификационная комиссия под руководством Андрея Маслова. Среди экзаменующихся были замечены и члены профессиональной парусной команды «Синергия» и другие известные яхтсмены.

В воскресенье прошла презентация парусной команды Team Russia First (генеральный партнер корпорация «Баркли»), которая примет участие в российском этапе международной гоночной серии Extreme Sailing Series 2014 в Санкт-Петербурге. На презентации выступили: президент корпорации «Баркли» Леонид Казинец, призер олимпийских игр 1996 года в Атланте Георгий Шайдуко и президент Московской ФПС, член сборной России Сергей Джиенбаев. Еще один мастер-класс провели совладельцы команды «Синергия» Валентин Завадников и Леонид Лебедев. Они рассказали о серии регат в классе Melges20, в котором они выступили в роли соорганизаторов зимней серии вместе с Яхт-клубом Монако и командой RUS7.

По традиции вокруг стенда Федерации собирались все крупнейшие игроки отрасли и интересные парусные проекты. Так, один из успешных коммерческих проектов был представлен на стенде ФПС Московской области – компания «СпортФлот», которая владеет спортивным флотом из пятнадцати яхт SB20 и десяти яхт GP26.

«Летом 2013 года очень большую популярность приобрели наши услуги – прокат, обучение и гонки на яхтах SB20. За сезон, который мы начали чуть позже, чем было запланировано, более 500 новичков, никогда раньше не ступавших на борт яхты, научились азам управления. После 2-3 занятий человек без специальной подготовки может самостоятельно выходить на воду. – Рассказал руководитель «СпортФлота» Святослав Детинкин. - Яхта SB20 идеальна для обучения и гонок, она килевая, непереворачивающаяся, хорошо разгоняется и может глиссировать. В прошлом году в выходные все лодки были на воде. По нашему оптимальному прогнозу к концу 2014 года мы сможем окупить покупку лодок».

Оригинально, на прицепе за внедорожником, компания Volga Boat Show представила отечественную яхту, построенную в Екатеринбурге - «Спутник-15». Будучи немногим меньше яхт класса «Микро», она практически не уступает по ходовым качествам, но зато вдвое легче. Её намного удобнее перевозить и очень просто собирать. И цена тоже намного демократичнее.

Изюминкой выставки, из-за которой некоторые яхтсмены и приезжали в эти дни в «Крокус-Экспо», стала яхта уникального российского яхтсмена Евгения Гвоздева. Знаменательно, что в этом году открытие «Московского Боут Шоу» совпало с 80-летием прославленного путешественника. Если бы Евгений Александрович был жив, его бы, несомненно, порадовал такой огромный интерес к его скромной персоне и лодочке, которую он построил на своем балконе и которую с большими почестями принимали во многих портах и яхт-клубах мира. Прикоснуться к шероховатым бортам швертбота Said длиной всего 3,7 м, сфотографироваться на его фоне или заглянуть в малюсенький кокпит – такую замечательную возможность подарила гостям выставки группа энтузиастов из Махачкалы, Москвы и других городов.

«Яхта Said проделала путь из Махачкалы, где она стояла в музее обычной школы, до Москвы благодаря людям, которые любят и помнят Гвоздева. – Рассказал AllYachts.Ru организатор народной акции Александр Христофорович Папаценко. – 2 декабря 2013 года в очередную годовщину гибели Гвоздева, посетители форума «Катеров и яхт», где живет «ветка», открытая самим Гвоздевым «Дважды вокруг света» решили, что надо почтить его память, организовав стенд на выставке в Москве и доставив туда вторую яхту путешественника. За три месяца были получены необходимы разрешения властей города, собраны средства на перевозку, печатные материалы и все то, что помогло превратить стенд в мини-музей знаменитого кругосветчика. Мы выражаем огромную благодарность в этом Давуду Мухамаеву, который постоянно помогал Евгению Александровичу, Эльдару Эльдарову, председателю Дагестанского отдела Русского географического общества, членом которого состоял Евгений Гвоздев и многим другим людям.

После выставки яхта Said направится обратно в Махачкалу, но будет выставлена не в школе, а уже в Дагестанском государственном музее. В настоящее время наша основная забота – это первая яхта Гвоздева «Лена», которая с 2004 года находилась на территории яхт-клуба «Адмирал». Сейчас многое имущество яхт-клуба выставлено на торги. Мы обращались к президенту ВФПС Владимиру Силкину, и он обещал помочь. Нельзя допустить, чтобы яхта перешла в частные руки, это наше общее достояние, наша история, история мужества, на которой надо воспитывать молодежь. Хотелось бы, чтобы она не была потеряна для России, так как сам Гвоздев при жизни говорил, что эта яхта российская. Надеемся, что удастся перевезти ее в Новороссийск, от куда она уходила в кругосветное плавание».

Если переходить к международной части выставки, то интересной особенностью бот-шоу этого года было отсутствие объединенного турецкого стенда, зато количество польских производителей яхт приятно удивило.

Мы попросили поделиться своим мнением о выставке почетного гостя из солнечного Мармариса Исана Калайчи – командора Международного яхт-клуба Мармариса (Турция).

«Место, где проводится выставка, очень хорошее, но надо больше рекламы. Я немного заблудился, когда добирался сюда, и на выходе из метро Мякинино, которое буквально в 200 метрах от выставки, спросил служащего где проходит бот-шоу. Он не знал. Сюда очень легко добираться, не так как на Стамбульское бот-шоу, но там в 10 раз больше людей проходит в течении дня. Порадовало большое количество парусных школ – это положительно влияет на развитие яхтинга. В целом, выставкой доволен».

Еще один представитель Турции Зафер Эргюль, менеджер Marti Marina, тоже положительно отзывался о «Московском Боут Шоу»: «Если сравнивать три бот-шоу, в которых мы недавно участвовали: стамбульское, лондонское и московское, то я бы поставил наивысшую оценку по размеру площади и количеству посетителей стамбульскому. Московское с его тремя павильонами на втором месте. Хотелось бы, правда, побольше посетителей, но думаем, это частично из-за не очень удачного расположения нашего стенда. В будущем было бы лучше, чтобы был большой объединенный стенд турецких компаний, как на прошлых выставках. Лондонское бот-шоу я бы поставил на третье место, там всего один павильон и не очень много посетителей».

Представитель молодой, но известной польской верфи Sunreef Yachts Юлия Петрушка рассказала, что посетителей бот-шоу в-основном интересовали меньшие в парусной и моторной линейках катамаранов Sunreef: 60 и 70-футовые. Однако, в восторг приводили новые модели – тримаран будущего 210 Sunreef Power и 90-футовый моторный катамаран. Естественно, такие суда на бот-шоу вживую не увидишь, что не скажешь о других польских яхтах среднего ценового сегмента.

Верфь Northman представила на «Московском Боут Шоу» сразу три модели, подходящего для внутренних водных путей России размера – это Maxus 28, Maxus 24 и Maxus 22. По словам Михаила Шаламова, официального дилера яхт Maxus в России, наибольшим спросом пользуется Maxus 24, как яхта, которую еще можно перевозить на трейлере, но которая по комфорту уже приближена к 30-40 футовым моделям.

Две яхты от Mariner Yachts также привлекали повышенное внимание посетителей выставки. 20-футовый семейный швертбот Mariner 20 в базовой комплектации стоит 14400 евро и может быть по карману семье со средним достатком. Она может быть как прекрасной туристической яхтой, так и серьезным соперником в гонках (в версии Sport с утяжеленным швертом и увеличенными парусами).

Также хочется отметить представленную на бот-шоу яхту Sedna 30 от одноименной польской верфи. Это средняя в линейке Sedna Yachts. Внешне яхта выглядит очень эффектно благодаря необычному фиолетовому цвету борта.

«Каждый раз моя жена придумывает цвет для будущей модели, - рассказал AllYachts.Ru владелец небольшой семейной верфи Ян Сулима. – Когда мы были на бот-шоу в Дюссельдорфе, яхта бордовой расцветки была куплена в первый же день выставки».

«Мы впервые посетили выставку в Москве. Приятно, что здесь немало яхтсменов, оценивших нашу яхту. Даже на суше виден ее боевой характер и элегантность. Расцветки наших корпусов индивидуальны. Всех заинтересованных мы приглашаем тестировать яхту на воде. На Мазурских озерах у нас есть свой чартерный флот». – Пояснил представитель верфи Sedna Yachts в России Артем Шекольян - представитель в России, Белоруссии и Украине.

Конечно, ни какое бот-шоу не обходится без традиционных ветеранов отрасли – французских яхт Beneteau. Парусно-моторный стенд Beneteau находился прямо напротив входа в 15-й зал и пройти мимо мировой знаменитости Beneteau Oceanis 38 было просто не возможно. Также эффектно выглядела и темно-синяя яхта First 20.

Посетители выставки с удовольствием осматривали еще одну француженку Sun Odyssey 33 от Jeanneau.

А вот парусные бренды более высокого ценового сегмента Contest и Amel были представлены только в виде макетов. Однако, россияне давно оценили скоростные качества и комфорт яхт Contest, а также мореходность и надежность яхт для кругосветных плаваний Amel.

Как сказала Татьяна Подмогильная, представитель верфи Lagoon, катамараны которой также были представлены на выставке не вживую, россияне уже посмотрели все яхты на европейских бот-шоу, и везти в Москву крупногабаритные суда нет необходимости. Все равно 99% таких яхт покупают для Средиземного и других теплых морей, а не для ВВП России.

Но яхтами не исчерпывается экспозиция «Московского Боут Шоу». Как всегда традиционно на стендах питерской компании «Фордевинд-Регата» и московского «Моремана» было представлено яхтенное оборудование и одежда. Кстати, в этом году компания «Мореман» отмечает свое 10-летие, небольшое празднование по поводу которого проходило прямо во время выставки.

Первоклассное яхтенное оборудование было представлено и на стенде немецкой компании Yacht Glanz. Генеральный директор компании Роман Горваль остался очень доволен выставкой, так как спрос на яхтенное оборудование из нового каталога превзошел все ожидания. И если мужчины подолгу задерживались у стенда Yacht Glanz с каталогом в руках, то женщины разглядывали удивительные сумки из парусины. «Сумки с историей» от французского производителя 727 Sailbags - это маленький шедевр с особенной эмблемой, рассказывающий из какого паруса, участвовавшего в какой регате и в каком году сделана каждая сумка коллекции.

Среди множества чартерных агентств и парусных школ, представленных на выставке, хотелось бы выделить компанию «Яхт Вояж», предлагающую катамараны Lagoon для участия в регатах и чартера, а также компанию Vishe Radugi, владеющую монофлотом из яхт Hanse 445, базирующихся в Хорватии. Обе компании не первый год организуют регаты на Адриатике.